Аннотация к рабочей программе дисциплины «Биология» 5-11 классы
1.Место дисциплины в структуре основной образовательной программы.
Дисциплина «Биология» включена в базовую часть естественного цикла.
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Программы основного общего образования по биологии авторов Н.И. Сонина, В.Б. Захарова, Е.Т. Захаровой// Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 касс. Биология. 6-11 классы.- М.: Дрофа, 2006.- 138 с Структура Программы является формой представления учебного предмета (курса) как целостной системы, отражающей внутреннюю логику организации учебно-методического материала, и включает в себя следующие элементы:
1) пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели общего образования с учётом специфики учебного предмета;
2) содержание учебного предмета, курса;
3) календарно-тематическое планирование;
4) описание учебно-методического и материально-технического обеспечения
образовательного процесса;
5) планируемые результаты изучения учебного предмета, курса прописываются на уровне
основного общего образования.
2. Цель изучения дисциплины.
Изучение биологии направлено на достижение следующих целей:
· освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях;
· овладения умениями применять биологические знания, работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками, проводить наблюдения за биологическими объектами, биологические эксперименты;
· развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей;
· воспитание позитивного целостного отношения к живой природе, собственному здоровью, культуры поведения в природе;
· использование приобретённых знаний и умений в повседневной жизни.
3. Структура дисциплины:
Общая трудоёмкость дисциплины:
5 класс – 68 часов в год (2 час в неделю);
6 класс - 34 часов в год (1 часа в неделю);
7 класс – 68 часов в год (2 часа в неделю);
8 класс - 68 часов в год (2 часа в неделю);
9 класс – 68 часов в год (2 часа в неделю).
Обучение ведется по учебникам:
5 класс – Природоведение. А.А. Плешаков, Н.И. Сонин, М.: Дрофа, 2012.
6 класс – Биология. Живой организм. Н.И. Сонин, М.: Дрофа, 2012.
7 класс – Биология. Многообразие живых организмов, В.Б. Захаров, Н.И. Сонин, М.: Дрофа, 2012.
8 класс – Биология. Человек. Н.И. Сонин, М.Р. Сапин, М.: Дрофа, 2012.
9 класс – Биология. Общие закономерности. С.Г. Мамонтов, В.Б. Захаров, Н.И. Сонин, М.: Дрофа, 2012.
Программа построена с учетом принципов системности, научности,
доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса.
5 класс
Название темы |
Количество часов |
Практические работы |
Введение |
1 |
|
Тема 1. Изучение природы |
5 |
2 |
Тема 2. Вселенная |
14 |
|
Тема 3. Земля |
18 |
3 |
Тема 4. Жизнь на Земле |
15 |
5 |
Тема 5. Человек на Земле |
13 |
|
Итоговые проверочные работы |
2 |
|
ИТОГО |
68 |
10 |
6 класс
№ п/п |
Название раздела |
Количество часов |
|
|||||
уроки |
лабораторные |
|
||||||
1 |
Строение и свойства живых организмов. |
12 |
9 |
|
||||
|
2 |
Жизнедеятельность организмов. |
19 |
6 |
||||
|
3 |
Организм и среда. Природные сообщества |
2 |
|
||||
|
4 |
Итоговая контрольная работа за курс 6 класса |
1 |
|
||||
|
|
ИТОГО |
34 |
15 |
||||
|
|
|
|
|
||||
7 класс
№ п/п |
Название раздела |
Количество часов |
|
|||||
По программе |
По КТП |
|
||||||
1 |
Введение |
2 |
2 |
|
||||
|
2 |
Царство Прокариоты. |
2 |
2 |
||||
|
3 |
Царство Грибы |
5 |
5 |
||||
|
4 |
Царство Растения |
17 |
17 |
||||
|
5 |
Царство Животные |
39 |
39 |
||||
|
6 |
Царство Вирусы |
2 |
2 |
||||
7 |
Итоговая контрольная работа № 1 за курс 7 класса |
1 |
1 |
|
||||
|
|
Итого |
68 |
68 |
||||
8 класс
№ п/п |
Название раздела |
Количество часов |
|
|||||
По программе |
По КТП |
|
||||||
1 |
Человек как биологический вид |
2 |
2 |
|
||||
|
2 |
Происхождение человека |
3 |
3 |
||||
|
3 |
Краткая история развития знаний о строении и функциях организма человека |
2 |
2 |
||||
|
4 |
Общий обзор строения и функций организма человека |
4 |
4 |
||||
|
5 |
Координация и регуляция |
13 |
13 |
||||
|
6 |
Опора и движение |
8 |
8 |
||||
7 |
Внутренняя среда организма |
4 |
4 |
|
||||
|
8 |
Транспорт веществ |
5 |
5 |
||||
|
9 |
Дыхание |
5 |
5 |
||||
|
10 |
Пищеварение |
6 |
6 |
||||
|
11 |
Обмен веществ и энергии |
3 |
3 |
||||
|
12 |
Выделение |
2 |
2 |
||||
|
13 |
Покровы тела |
4 |
4 |
||||
|
14 |
Размножение и развитие |
3 |
3 |
||||
|
15 |
Высшая нервная деятельность |
3 |
3 |
||||
|
16 |
Итоговая контрольная работа за курс 8 класса |
1 |
1 |
||||
|
|
Итого |
68 |
68 |
||||
9 класс
№ |
Раздел |
Количество часов |
Практические занятия |
|
К. Р. (тесты) |
П.Р. |
|||
1 |
Введение |
1 |
|
|
2 |
Раздел 1. Эволюция живого мира на Земле |
19 |
1 |
1 |
3 |
Раздел 2. Структурная организация живых организмов |
14 |
1 |
2 |
4 |
Раздел 3. Размножение и индивидуальное развитие организмов |
5 |
|
|
5 |
Раздел 4. Наследственность и изменчивость организмов |
13 |
1 |
2 |
6 |
Раздел 5. Взаимоотношения организма и среды |
11 |
|
3 |
7 |
Обобщение |
5 |
1 |
|
ИТОГО |
68 |
4 |
8 |
|
|
|
|
|
4. Основные образовательные технологии
В процессе изучения дисциплины используется как традиционные, так и
инновационные технологии развивающего, личностно-ориентированного,
дифференцированного, проектного, игрового, информационно-коммуникативного,
объяснительно-иллюстративного обучения и т.д.
5. Требования к результатам освоения дисциплины
Учащиеся в результате изучения биологии на базовом уровне должны
знать /понимать:
основные положения биологических теорий (клеточная, эволюционная теория
Ч.Дарвина); учение В.И.Вернадского о биосфере; сущность законов Г.Менделя,
закономерностей изменчивости;
строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом; вида и экосистем
(структура);
сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, действие
искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности,
образование видов, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и
биосфере;
вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;
биологическую терминологию и символику;
уметь:
объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад
биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира;
единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное
влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека;
влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы;
взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов,
нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и
смены экосистем; необходимости сохранения многообразия видов;
решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы
скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);
описывать особей видов по морфологическому критерию;
выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в
окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей
местности;
сравнивать: биологические объекты (химический состав тел живой и неживой природы,
зародыши человека и других млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистемы
своей местности), процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое
размножение) и делать выводы на основе сравнения;
анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения
жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия
собственной деятельности в окружающей среде;
изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;
находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных
текстах, справочниках , научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных,
ресурсах Интернет) и критически ее оценивать;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для: соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов,
вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной
среде;
оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми
продуктами;
7. Формы контроля
Терминологические диктанты, тест, проверочные , лабораторные работы, опорные
схемы, устное сообщение на биологическую тему. В старших классах - самостоятельная
работа (составление плана ответа, конспекта, подготовка реферата, доклада ) ,
практическая работа, зачет.
1 2