Аннотация к рабочей программе  дисциплины «Биология» 5-11 классы

 

1.Место дисциплины в структуре основной образовательной программы.

 

Дисциплина «Биология» включена в базовую часть естественного цикла.

 

Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта,   Программы основного общего образования по биологии авторов Н.И. Сонина, В.Б. Захарова, Е.Т. Захаровой// Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 касс. Биология. 6-11 классы.- М.: Дрофа, 2006.- 138 с Структура Программы является формой представления учебного предмета (курса) как целостной системы, отражающей внутреннюю логику организации учебно-методического материала, и включает в себя следующие элементы:

1) пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели общего образования с учётом специфики учебного предмета;

2)  содержание учебного предмета, курса;

3) календарно-тематическое планирование; 

4) описание учебно-методического и материально-технического обеспечения

образовательного процесса;

5) планируемые результаты изучения учебного предмета, курса прописываются на уровне

основного общего образования.

 

2. Цель изучения дисциплины.  

       

Изучение биологии направлено на достижение следующих  целей:

·    освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях;

·    овладения умениями применять  биологические знания, работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками, проводить наблюдения за биологическими объектами, биологические эксперименты;

·    развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей;

·    воспитание  позитивного целостного отношения к живой природе, собственному здоровью, культуры поведения в природе;

·    использование приобретённых знаний и умений в повседневной жизни.

 

3. Структура дисциплины:

 

Общая трудоёмкость дисциплины:

5 класс – 68 часов в год (2 час в неделю);

6 класс   - 34 часов  в год  (1 часа в  неделю);

7 класс – 68 часов    в год  (2 часа в неделю);

8 класс - 68 часов в год (2 часа в неделю);

9 класс – 68 часов в год (2 часа в неделю).

 

Обучение ведется по учебникам:

 

5 класс – Природоведение. А.А. Плешаков, Н.И. Сонин, М.: Дрофа, 2012.

6 класс – Биология. Живой организм. Н.И. Сонин, М.: Дрофа, 2012.

7 класс – Биология. Многообразие живых организмов, В.Б. Захаров, Н.И. Сонин,  М.: Дрофа, 2012.

8 класс – Биология. Человек. Н.И. Сонин, М.Р. Сапин, М.: Дрофа, 2012.

9 класс – Биология. Общие закономерности. С.Г. Мамонтов, В.Б. Захаров, Н.И. Сонин, М.: Дрофа, 2012.

Программа построена с учетом принципов системности, научности,

доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса.

 

5 класс

 

Название темы

Количество часов

Практические работы

Введение

1

 

Тема 1. Изучение природы

5

2

Тема 2. Вселенная

14

 

Тема 3. Земля

18

3

Тема 4. Жизнь на Земле

15

5

Тема 5. Человек на Земле

13

 

Итоговые проверочные работы

2

 

ИТОГО

68

10

 

 

6 класс

№ п/п

          Название раздела

                Количество часов

 

          уроки

  лабораторные

 

1

Строение и свойства живых организмов.

12

9

 

 

2

Жизнедеятельность организмов.

19

6

 

3

Организм и среда. Природные сообщества

2

 

 

4

Итоговая контрольная работа за курс 6 класса

1

 

 

 

ИТОГО

34

15

 

 

 

 

 

                 

 

 

7 класс

 

№ п/п

          Название раздела

     Количество часов

 

 По программе

 По КТП

 

1

Введение

2

2

 

 

2

Царство Прокариоты.

2

2

 

3

Царство Грибы

5

5

 

4

 Царство Растения

17

17

 

5

 Царство Животные

39

39

 

 6

Царство Вирусы

2

2

7

 Итоговая контрольная работа № 1 за курс 7 класса

1

1

 

 

 

 Итого

68

68

                 

 

    

8 класс

 

 

№ п/п

          Название раздела

     Количество часов

 

 По программе

 По КТП

 

1

Человек как биологический вид

2

2

 

 

2

 Происхождение человека

3

3

 

3

Краткая история развития знаний о строении и функциях организма человека

2

2

 

4

  Общий обзор строения и функций организма человека

4

4

 

5

 Координация и регуляция

13

13

 

 6

 Опора и движение 

8

8

7

  Внутренняя среда организма

4

4

 

 

 8

  Транспорт веществ

5

5

 

9

   Дыхание

5

5

 

10

   Пищеварение

6

6

 

11

 Обмен веществ и энергии 

3

3

 

12

   Выделение

2

2

 

13

   Покровы тела

4

4

 

14

   Размножение и развитие

3

3

 

15

   Высшая нервная деятельность

3

3

 

16

  Итоговая контрольная работа  за курс 8 класса

1

1

 

 

   Итого

68

68

                 

 

 

9 класс

 

Раздел

Количество часов

Практические

занятия

К. Р.

(тесты)

П.Р.

1

Введение

1

 

 

2

Раздел 1. Эволюция живого мира на Земле

19

1

1

3

Раздел 2. Структурная организация живых организмов

14

1

2

4

Раздел 3. Размножение и индивидуальное развитие организмов

5

 

 

5

Раздел 4. Наследственность и изменчивость организмов

13

1

2

6

Раздел 5. Взаимоотношения организма и среды

11

 

3

7

Обобщение

5

1

 

ИТОГО

68

4

8

 

 

 

 

 

 

4. Основные образовательные технологии

 

В процессе изучения дисциплины используется как традиционные, так и

инновационные технологии развивающего, личностно-ориентированного,

дифференцированного, проектного, игрового, информационно-коммуникативного,

объяснительно-иллюстративного обучения и т.д.

5. Требования к результатам освоения дисциплины

Учащиеся в результате изучения биологии на базовом уровне должны

знать /понимать:

основные положения биологических теорий (клеточная, эволюционная теория

Ч.Дарвина); учение В.И.Вернадского о биосфере; сущность законов Г.Менделя,

закономерностей изменчивости;

строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом; вида и экосистем

(структура);

сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, действие

искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности,

образование видов, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и

биосфере;

вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;

биологическую терминологию и символику;

уметь:

объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад

биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира;

единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное

влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека;

влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы;

взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов,

нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и

смены экосистем; необходимости сохранения многообразия видов;

решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы

скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);

описывать особей видов по морфологическому критерию;

выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в

окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей

местности;

сравнивать: биологические объекты (химический состав тел живой и неживой природы,

зародыши человека и других млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистемы

своей местности), процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое

размножение) и делать выводы на основе сравнения;

анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения

жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия

собственной деятельности в окружающей среде;

изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;

находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных

текстах, справочниках , научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных,

ресурсах Интернет) и критически ее оценивать;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и

повседневной жизни для: соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов,

вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной

среде;

оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми

продуктами;

 

7. Формы контроля

Терминологические диктанты, тест, проверочные , лабораторные работы, опорные

схемы, устное сообщение на биологическую тему. В старших классах - самостоятельная

работа (составление плана ответа, конспекта, подготовка реферата, доклада ) ,

практическая работа, зачет.

 

1 2