Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 основная общеобразовательная школа №24

с.Закульта Хилокского района Забайкальского края

 

 

 

 

Аннотация к рабочей программе

Литература 8 класс (А.Г.Кутузов)

учебный год 2014-2015

составитель Корейкина Н.А. учитель русского языка и литературы

 

Основу рабочей программы составляют:

  1. Государственный стандарт общего образования.
  2. Примерная программа основного общего образования по литературе.
  3. Программа по литературе  для общеобразовательных учреждений (5-11 классы) под редакцией А. Г. Кутузова  / М., Дрофа,  2010 г. /.
  4. «В мире литературы». 8класс. Учебник- хрестоматия для общеобразовательных учреждений. Под общей редакцией А. Г. Кутузова /М., Дрофа, 2010 г. /.  

Предлагаемая программа реализует концепцию литературного об­разования с опорой на творческую деятельность. Она составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования по литературе. При этом данная программа включает технологические прие­мы освоения содержательной части, которые представлены системой коммуникативно-творческих работ.

Необходимость содержательного и структурного обновления про­граммы обусловлена появлением стандартов литературного образова­ния для основной (V—IX классы) школы.

Под литературным образованием понимается освоение литературы как искусства слова. Литературное произведение изучается как ре­зультат творческой деятельности, как культурно-знаковое явление, как эстетическое преображение реальности.

В соответствии с этим целью литературного образования стано­вится формирование читателя, способного к полноценному восприя­тию литературных произведений в контексте духовной культуры чело­вечества и подготовленного к самостоятельному общению с искусст­вом слова.

Задачи литературного образования определены его целью и связа­ны как с читательской деятельностью школьников, так и с эстетиче­ской функцией литературы. К их числу можно отнести:

  • освоение текстов художественных произведений;
  • формирование представлений о литературе как культурном фе­номене, занимающем специфическое место в жизни нации и челове­ка;
  • осмысление литературы как особой формы освоения культур­ной традиции;
  • формирование системы гуманитарных понятий, составляющих этико-эстетический компонент искусства;
  • формирование эстетического вкуса как ориентира самостоя­тельной читательской деятельности;
  • формирование эмоциональной культуры личности и социально значимого ценностного отношения к миру и искусству;
  • формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью;
  • формирование основных эстетических и теоретико-литератур­ных понятий как условия полноценного восприятия, анализа и ин­терпретации литературно-художественных произведений;
  • освоение историко-литературных сведений, обеспечивающих адекватное и полноценное понимание художественного произведе­ния.

Средством достижения цели и задач литературного образования является формирование понятийного аппарата, эмоциональной и ин­теллектуальной сфер мышления юного читателя, поэтому особое мес­то в программе отводится теории литературы. В каждом классе выделяется ведущая теоретико-литературная проблема — базовое понятие:

V       класс — жанры;

VI     класс — роды и жанры;

VII    класс — характер — герой — образ;

VIII   класс — литература и традиция;

IX     класс — автор — образ — читатель;

X—XI классы — художественный мир писателя.

Базовые теоретико-литературные понятия, формирующиеся в каждом из классов, не противоречат традиционной системе. Разница заключается в том, что при ранее сложившейся системе, соответствуя логике развития подростка и юноши, формирование теоретико-лите­ратурных понятий идет «вслед» за школьником. Предлагаемая же в данной программе система направлена на формирование читатель­ской квалификации, она не исключает логику возрастного литератур­ного развития, а, опираясь на нее, формирует основы эстетического подхода к искусству слова.

Система теоретико-литературных понятий — неотъемлемый ком­понент интеллектуального багажа культурного читателя. Это не зна­чит, что художественное произведение лишь иллюстрирует то или иное понятие. Главными условиями отбора программных произведений являются их эстетическая ценность, личностно-значимый потенциал и включенность в сферу читательских интересов учащихся. Вместе с тем всякое художественное произведение имеет двойную ориентацию на читателя и на культурную (литературную) традицию, поэтому
выведение базовых теоретико-литературных понятий в качестве
структурообразующего элемента кажется не только возможным, но и обязательным. Именно они обеспечивают литературное образование.

Программа определяет практическую направленность обучения в каждом классе:

V класс — переход от литературного чтения к изучению литературы;

VI—IX классы — изучение литературы как искусства слова;

X—XI классы — изучение литературы в историко-культурном и историко-функциональном аспектах.

Учебные цели изучения предмета более конкретны и охватывают деятельность учащихся на каждом этапе литературного развития:

V—VIII классы — обучение эстетическому анализу в различных ас­пектах;

IX класс — интерпретация текстов;

X—XI классы — освоение художественного мира писателя в истори­ко-культурном и историко-функциональном аспектах.

Историко-функциональный подход позволяет преодолеть «из­держки» историко-генетического изучения художественного произве­дения, размыкает рамки «малого времени» бытия текста и позволяет ученику вступить в диалог с автором и профессиональными читателя­ми (критиками и литературоведами). Тем самым преодолевается от­чужденность, закрытость классического произведения от современ­ного читателя, оно включается в сферу читательских интересов школьников.

Необходимо отметить, что в программе помимо произведений русской классики достаточно широко представлены произведения мировой литературы, расширен жанровый спектр литературы, так как формальная и содержательная специфика родной литературы может быть понята только на широком культурном фоне.

В программе не введено понятие «Развитие связной речи учащих­ся». Речевое развитие — психологический процесс. На всех уроках идет последовательное речевое развитие, т. е. формирование навыков слушания, говорения, чтения, письма.

Работа учителя и учащихся в этом направлении обозначена в та­ких разделах программы, как «Творческая мастерская» и «Творческий практикум». Именно в них намечена технология освоения предмета, которая целенаправленно осуществлена в учебниках «В мире литературы».

Рассматривая литературное образование как единство трех компо­нентов: творчество — сотворчество — знания и умения, составители настоящей программы предлагают систему коммуникативно-творче­ских работ, реализованную в учебниках.

 В «Творческих практикумах» предложены возможные варианты заданий разного ха­рактера, которые могут быть предложены ученику. При этом у учителя и учеников всегда есть возможность выбрать задания. Таким образом, можно сказать, что программа не только конкретизирует содержание предметных тем, но и задает технологию их освоения.

На освоение содержания программы федеральным базисным учеб­ным планом отведено:

VIII класс — 2 часа в неделю, т. е. 70 часов в год.

 

УМК

Примерная программа

Кол-во ч.

Авторская программа

Кол-во ч.

Рабочая программа

Кол-во ч.

 «В мире литературы». 8класс. Учебник- хрестоматия для общеобразовательных учреждений. Под общей редакцией А. Г. Кутузова /М., Дрофа, 2010 г. /.  

 

68

 

68

 

68

 Расхождений  в часах нет

 

Содержание тем учебного курса

 

Введение

Понятие о традиции в культуре и литературе. Традиция и развитие литературы. Первоначальное понятие о новаторстве в искусстве.

Гораций. «К Мельпомене»; М В. Ломоносов. «Я знак бес­смертия себе во зд в и гнул...»; Г.Р.Державин. «Памят-н и к»; А. С. Пушкин. «Я памятник себе воздвиг неруко­творный...» Поэзия и история. Поэт и его предназначение. «Вечная жизнь» как художественная метафора и реальность. Понятия живая традиция и «вечная тема».

ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА И ЕЕ ТРАДИЦИИ

«Слово о полку Игореве». Историческая основа и сюжет. Система образов. Образ Русской земли. «Слово...» и фольклор. Значе­ние «Слова...» для судеб русской литературы.

Творческая мастерская.

Жизнь произведения в культуре другого времени (//. А. Бунин. «К о в ы л ь»; И. Северянин. «Игорь и Ярославна»).

Творческий практикум.

Сравнение поэтических переводов или поиски скрытого цитиро­вания (М. А. Волошин. «Гроз а»).

ДУХОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА И ЕЕ ТРАДИЦИИ

«Поучение Владимира Мономаха».

«Письмо преподобного оптинского старца иеросхимонаха Амвросия к превосходительной NN». Жанр поучения в духовной литературе.

Оптина пустынь и русская литература.

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА И ЕЕ ТРАДИЦИИ

Начальное представление о культурных эпохах и литературных на­правлениях. Общечеловеческое в литературе. Сонет как литературный жанр.

Данте Алигьери. Сонет XLIX (из книги «Новая жизнь»); Ф. Петрарка. Сонет CCLVII (из «Книги песен на жизнь мадонны Лауры»); У. Шекспир. Сонет XXIII («Как на подмостках жалкий ли­цедей...»).

А. С. Пушкин. Сонет. Начальное представление о взаимовлиянии национальных литературных традиций.

Творческая мастерская.

Как сделан сонет.

Творческий практикум.

Западноевропейский сонет в русских переводах (сонет LXVI У. Шекспира в переводах С. Маршака и Б. Пастернака).

Катулл. «Н е т, ни одна средь жен щин...». Лаконизм об­разов и напряженность чувств.

Данте Алигьери. «Божественная комедия» (отрывки) как поэма восхождения к совершенству. Трехчастная композиция. Тема страдания и очищения. Данте и Вергилий, Данте и Беатриче.

У. Шекспир. «Ромео и Джульетта». «Вечные образы и про­блемы» в трагедии. Тема, сюжет, жанр, образы главных героев. Основной конфликт.

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XVIII ВЕКА И ЕЕ ТРАДИЦИИ

Традиции древнерусской, античной и зарубежной литературы в новой русской литературе XVIII века. Понятие о влиянии литератур.

Д. И. Фонвизин. «Н е д о р о с л ь». Основные характеры. Драматур­гический конфликт. Особенности композиции. Способы создания комического эффекта. Отражение в комедии идей XVIII века. Значение комедии для современников и последующих поколений.

 Р. Державин. «Осень во время осады Очакова» (от­рывок), «Снигирь». Понятие о философской лирике. Духовный мир человека XVIII века. «Высокая» и «низкая» лексика. Аллегория, олицетворение. Ода как жанр.

Н. М. Карамзин. «Бедная Лиза». Изменение взгляда на челове­ка в литературе XVIII века. Основа конфликта. Характеры главных ге­роев. Демократизм повести. Представление о сентиментализме. По­весть Н. М. Карамзина «Бедная Лиза» в русской литературе.

А. Н. Радищев. «Путешествие из Петербурга в Москву» (отрывок). Жанр путешествия как форма панорамного изображе­ния жизни. Нравственно-социальная проблематика. Автор на страни­цах «Путешествия...».

Творческая мастерская.

Традиции и новаторство произведений XVIII века.

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА И ЕЕ ТРАДИЦИИ

Романтические традиции в литературе. Романтизм и романтиче­ский герой.

А. С. Пушкин. «Братья разбойники» как романтическая по­эма. Образ главного героя.

М. Ю.Лермонтов. «Мцыри». Развитие литературной традиции романтической поэмы. Образ главного героя. Пейзаж и его функции. Своеобразие композиции.

Е.А.Баратынский. «Водопад», «Чудный град порой сольется...»; Ф. И. Тютчев. «С поляны коршун поднял-с я...»; А. А. Фет. «В е ч е р», «У ч и с ь у них — у дуба, у березы...». Романтические традиции в русской лирике.

Творческая мастерская.

Традиции в создании образа романтического героя.

Э. Т. А. Гофман. «Щ е л к у н ч и к» как романтическое произведе­ние. Основной конфликт и его разрешение. Гофман и русская куль­тура.

Дж. Г. Байрон. «К о р с а р» как романтическая поэма. Образ «бай­ронического героя». Своеобразие композиции. Байрон и русская ли­тература.

РЕАЛИСТИЧЕСКИЕ ТРАДИЦИИ В ЛИТЕРАТУРЕ

А. С. Пушкин. «Повести покойного Ивана Петрови­ча Белкина». Предисловие «От издателя» и его художественные функции. «Станционный смотритель». Образ и тема «ма­ленького человека». Автор и рассказчик.

А. С. Пушкин. «Капитанская дочка». Человек в русской ли­тературе XIX века. Проблема нравственного долга, верности и чести. Две России. Тема «русского бунта». Автор, герой, рассказчик. Компо­зиция и система образов. Особенности повествовательной манеры. Реализм романа.

И. В. Гоголь. «Ш и н е л ь». Человек и государство. Гуманистиче­ский пафос произведения. Традиции и новаторство в изображении образа «маленького человека». Человек, лицо и вещь в художествен­ном мире Гоголя.

И. С. Тургенев. «А с я». Проблема счастья в повести. Автор и рас­сказчик. Образ «тургеневской девушки». Лиризм повести. Злободнев­ное и вечное в повести.

Ф. М. Достоевский. «Белые ночи». Русская действительность в художественном мире повести. Нравственно-философская проблема­тика. Утверждение самоценности человеческой личности.

Н.А.Некрасов. «Тройка», «Внимая ужасам войны...». Социальное и общечеловеческое в русской лирике. Демократизм поэ­зии Некрасова.

Творческая мастерская. Реалистические традиции в поэзии и прозе XIX века. Библиотечный урок (одно произведение по выбору). О. де Бальзак. «Г о б с е к». Образ главного героя. Тема власти денег в повести.

Ги де Мопассан. «О ж е р е л ь е». Реалистические традиции в евро­пейской литературе. Взаимовлияние литератур. Творческий практикум.

Сочинение-рассуждение «Борьба чувства и долга в литературном произведении».

Сочинение-характеристика «Герой реалистического произведения^. Сочинение-рассуждение или дискуссия «Злободневное и вечное в произведении».

Мини-исследование «Общие сюжетные мотивы в художественном произведении».

Советы библиотеки.

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XX ВЕКА И ЕЕ ТРАДИЦИИ

М. Горький. «Старуха Изергиль», «Ч е л каш». Романтические тра­диции в рассказе: новое в образе героя, конфликте, стиле.

А. И. Куприн. «Г а м б р и н у с». Сюжет как средство характеристи­ки героя. Контраст внешнего и внутреннего состояния героя. Антите­за. Первое представление о неоромантическом герое.

А. П. Платонов. «В прекрасном и яростном мире». Ро­мантические и реалистические традиции в произведении. Роль мета­форы. Особенность портрета.

A.  Т. Твардовский. Из «Автобиографии», «Василий Теркин» («От автора», «Переправа», «Гармонь», «Бой в болоте», «Смерть и воин»). Реалистические традиции. Романтическое и реалистическое в изображении войны. Человек на войне. Обобщенный образ героя. Национальный характер в литературе. Фольклорная основа, свобод­ный сюжет. Особенности жанра.

B. М. Шукшин. «Дядя Ермолай», «Стенька Разин». Тра­диции реализма. Образ «маленького человека». Смысл жизни и назна­чение человека. Герой-правдоискатель. «Открытый» финал как худо­жественный прием.

Творческая мастерская.

Традиции в создании образа героя романтического и реалистиче­ского произведения.

А. С. Грин. «Алые паруса». Повесть и феерия. Художественный символ. Сказочное и реальное в повести. Чистота и возвышенность чувств, лиризм повести.

А. де Сент-Экзюпери. «М аленький прин ц». Развитие роман­тических традиций в европейской литературе. Идеал и реальность в философской повести-сказке.

М. Карим. «Бессмертие» (отрывок). Близость образов героев в литературе разных народов.

Р. Бах. «Чайка по имени Джонатан Ливингстон». Жанр произведения. Евангельские и сказочные мотивы, особенности композиции. Читательская интерпретация.

Творческий практикум.

Интерпретация или презентация самостоятельно прочитанного рассказа писателя XX века.

Советы библиотеки.

Итоговая читательская конференция. Роль традиции в развитии литературы.

 

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ  ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

Литературное развитие школьника предполагает не только рост эмоционально-эстетической культуры и литературно-творческих воз­можностей, не только накопление читательского опыта и обогащение понятийного аппарата, но и самореализацию в деятельностной сфере, поэтому программа направлена на выработку у учащихся следующих основных умений:

  • владение техникой грамотного и осмысленного чтения;
  • владение умениями выразительного чтения;
  • восприятие художественного произведения как сюжетно-ком-позиционного единства в его причинно-следственных связях;
  • умение видеть в произведении автора и авторское отношение к героям и событиям, к читателю;
  • умение выделять этическую, социально-историческую и нрав­ственно-философскую проблематику произведения;
  • умение определять жанрово-родовую природу произведения как воплощение историко-культурного развития искусства слова;
  • умение самостоятельно анализировать литературно-художествен­ные произведения и их фрагменты соответственно уровню подготовки;
  • умение давать эстетическую оценку произведения и аргументи­ровать ее..(интерпретация произведения в контексте художественной культуры и традиции);
  • умение грамотно строить монологические высказывания раз­личных форм и жанров, владеть культурой диалогической речи;
  • умение выполнять письменные работы различных жанров, в том числе творческого характера;
  • умение выполнять элементарные исследовательские работы, грамотно презентовать и оформлять исследовательские результаты (профильный уровень).

Последовательное формирование умений идет на протяжении всех лет обучения.

В результате изучения литературы ученик должен знать/понимать:

образную природу словесного искусства;

содержание изученных литературных произведений;

основные факты жизни и творческого пути А.С.Грибоедова, А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя;

изученные теоретико-литературные понятия;

уметь воспринимать и анализировать художественный текст;

выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;

определять род и жанр литературного произведения;

выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев, характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;

сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;

выявлять авторскую позицию;

выражать свое отношение к прочитанному;

выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

владеть различными видами пересказа;

строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою;

писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения;

поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).

5-7, 9 классы

1 2 3