Рассмотрено и принято
педагогическим советом школы
протокол №3 от 29 августа 2013 года
УТВЕРЖДЕНО
приказом МБОУ ООШ №24
от 29 августа 2013 года №145
Директор МБОУ ООШ №24
_________ Ж.Б. Дондубон
ПОЛОЖЕНИЕ
о реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий
1. Общие положения
1.1. Нормативной базой для настоящего Положения являются следующие документы:
- Федеральный Закон «Об образовании в российской Федерации» №273- ФЗ от 29.12.2012 ст. 16 «Реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий».
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации №137 от 06.05.2005 «Об использовании дистанционных образовательных технологий».
1.2. Настоящее Положение является нормативным документом, устанавливающим правила реализации в школе основных и (или) дополнительных образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
1.3. Под электронным обучением и обучением с использованием дистанционных технологий понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно - телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников (e-mail, дистанционные конкурсы и олимпиады; дистанционное обучение в режиме on-lain, видеоконференции, вебинары, on-lain тестирование, интернет-уроки, сервисы Дневника.ru; облачные сервисы, авторские дистанционные модули и др).
1.4. Основной целью дистанционного обучения школьников является предоставление обучающимся школы доступа к качественному образованию, обеспечение возможности изучать выбранные общеобразовательные дисциплины на базовом и профильном уровне с использованием современных информационных технологий.
1.5. Использование электронного обучения и обучения с помощью дистанционных технологий способствует решению следующих задач:
- повышению эффективности учебной деятельности учащихся;
- повышению эффективности организации учебного процесса;
- повышению эффективности использования учебных помещений;
- повышение эффективности деятельности органов управления образовательным процессом школы за счет возможности организации дистанционного мониторинга с использованием сетевой базы данных.
1.6. Основными принципами организации обучения с применением электронных ресурсов и дистанционных технологий являются:
- принцип интерактивности, выражающийся в возможности постоянных контактов всех участников учебного процесса с помощью специализированной информационно-образовательной среды (в том числе, форумы, электронная почта, Интернет-конференции, он-лайн уроки);
- принцип адаптивности, позволяющий легко использовать учебные материалы нового поколения, содержащие цифровые образовательные ресурсы, в конкретных условиях учебного процесса, что способствует сочетанию разных дидактических моделей проведения уроков с применением дистанционных образовательных технологий и сетевых средств обучения: интерактивных тестов, тренажеров, лабораторных практикумов удаленного доступа и др.;
- принцип гибкости, дающий возможность участникам учебного процесса работать в необходимом для них темпе и в удобное для себя время;
- принцип модульности, позволяющий использовать ученику и преподавателю необходимые им сетевые учебные курсы (или отдельные составляющие учебного курса) для реализации индивидуальных учебных планов;
- принцип оперативности и объективности оценивания учебных достижений учащихся.
2. Организация обучения с применением электронных ресурсов и использования дистанционных технологий
2.1. В качестве участников, реализующих основные и (или) дополнительные образовательные программы начального общего, основного общего образования на уровне базового обучения выступают педагоги школы, имеющие объективную потребность в использовании системы электронного обучения и обучения с использованием дистанционных технологий, необходимое материально-техническое обеспечение, позволяющее участвовать в осуществлении дистанционного обучения,
обучающиеся и родители (законные представители).
2.2. Право на реализацию технологий дистанционного обучения и обучения с использованием электронных ресурсов предоставляется с момента издания приказа по школе о реализации обучения с использованием электронных ресурсов и дистанционных образовательных технологий.
2.3. Школа в соответствии со своим уставом в рамках системы дистанционного обучения может реализовать дополнительные образовательные программы и оказывать дополнительные образовательные услуги (на договорной основе), не включенные в перечень основных общеобразовательных программ, определяющих статус данного учреждения. При этом виды и формы дополнительных образовательных услуг, в том числе платных, определяются уставом или иными локальными актами общеобразовательного учреждения.
2.4. Основными элементами системы дистанционного обучения являются: цифровые образовательные ресурсы, размещенные на образовательных сайтах; видеоконференции; надомное обучение с дистанционной поддержкой; вебинары; skype-общение; e-mail; облачные сервисы; электронные носители мультимедийных приложений к учебникам; электронные наглядные пособия, разработанные с учетом требований законодательства об образовании и настоящего Положения.
2.5. Формы дистанционных образовательных технологий, используемые в образовательном процессе, находят отражение в рабочих программах по предметам. В обучении с применением электронных ресурсов и дистанционных технологий используются следующие организационные формы учебной деятельности:
- Лекция
- Консультация
- Семинар
- Практическое занятие
- Лабораторная работа
- Контрольная работа
- Самостоятельная работа
- Научно-исследовательская работа
- Практика
2.6. Обучение осуществляется на основе цифровых образовательных ресурсов:
- электронные учебники;
- интерактивные обучающие ресурсы;
- виртуальные среды учебно-практической деятельности;
- компьютерные демонстрации;
- электронные источники информации;
- электронные библиотеки;
- электронные периодические издания;
- электронные коллекции.
2.7. Ресурсами, сопровождающими предметные дистанционные курсы, могут быть:
- онлайновая поддержка обучения;
- тестирование on-line;
- конкурсы, консультации on-line;
- предоставление методических материалов;
- сопровождение off-line (проверка тестов, контрольных, различные виды
- аттестации).
2.8. Дистанционные авторские курсы должны разрабатываться на основе содержания Федерального государственного образовательного стандарта по данному предмету (для базового и профильного уровня).
2.9. Дистанционные курсы содержат следующие учебные материалы:
- методические рекомендации для учащегося по освоению учебного материала;
- систему открытого планирования всех тем и разделов урока;
- последовательное изложение учебного материала в виде гипертекста с подразделением на базовый и углубленный уровни, содержащего ссылки на другие учебные материалы и связывающего все информационные массивы;
- терминологический словарь;
- мультимедийные объекты: видео - и аудиофайлы, графические объекты, интерактивные карты;
- интерактивные тесты;
- тренажеры по предметам;
- лабораторный практикум удаленного доступа;
- комплексные домашние задания и творческие работы;
- справочники;
- иллюстративный материал;
- архивную и энциклопедическую информацию;
- библиографические ссылки;
- систему поиска информации.
2.10. По своему составу и объему учебные материалы авторских дистанционных курсов должны быть достаточны (избыточны) для организации учебного процесса с учащимися, которые имеют различную начальную подготовку, различные учебные навыки и стили
учебной работы.
2.11. Учебные материалы авторских дистанционных курсов полностью обеспечивают процесс обучения школьников, в том числе, успешную сдачу выпускниками школы ОГЭ по соответствующему учебному предмету на базовом и повышенном уровне.
3. Регламент образовательного процесса
3.1. Решение об участии школы в системе дистанционного обучения принимается руководителем учреждения.
3.2. Задачами начального, основного общего образования в системе электронного обучения и обучения с использованием дистанционных технологий в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов являются развитие мотивации к познанию и творческих способностей обучающегося, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности на основе дифференциации обучения, повышение качества обученности и доступности образования. В дополнение к обязательным предметам могут вводиться предметы по выбору самих обучающихся в целях реализации интересов, способностей и возможностей личности.
3.3. Школа выявляет потребности обучающихся 1-9 классов в дополнительном дистанционном обучении с целью углубления и расширения знаний по отдельным предметам и элективным курсам.
3.4 Образовательный контент начального, основного общего образования в системе дистанционного обучения определяется образовательными программами, реализуемыми учителями школы, в том числе и авторскими программами, разработанными педагогами школы.
3.5. Прием школьников на обучение по программам начального, основного общего образования на базовом и профильном уровне в системе дистанционного обучения осуществляется на основании следующих документов: письменного заявления учащегося, письменного заявления родителей, договора между родителями и школой,
анкеты, содержащей сведения об обучающемся (для регистрации присвоения индивидуального пароля и логина, установления контакта).
3.6. Школа обязана ознакомить поступающего и его родителей (законных представителей) с документами, регламентирующими осуществление образовательного процесса в системе дистанционного обучения.
3.7. Процесс обучения осуществляется в смешанной форме освоения образовательных программ: очной, очно-заочной, когда часть предметов обучающийся изучает в очном режиме, а другие, по своему выбору, он может изучать дистанционно.
3.8. Процесс обучения осуществляется в учебных кабинетах школы педагогическим персоналом с использованием электронных образовательных средств и возможностей дистанционных образовательных технологий.
3.9. Государственная (итоговая) аттестация выпускников общеобразовательных учреждений в системе дистанционного обучения осуществляется в соответствии с положением о государственной (итоговой) аттестации выпускников общеобразовательных учреждений.
3.10. Выпускникам общеобразовательного учреждения, имеющего государственную аккредитацию, прошедшим государственную (итоговую) аттестацию, выдается документ государственного образца об уровне образования, заверенный печатью общеобразовательного учреждения, в который, в том числе, включаются дисциплины, изученные обучающимся в системе дистанционного обучения.
4. Участники образовательного процесса
4.1. Участниками образовательного процесса в системе дистанционного обучения являются обучающиеся, педагогический персонал, родители (законные представители) обучающихся.
4.2. Специалистом является компетентный технический инженер, знающий основы Интернет-технологий, WEB - мастеринга, оказывающий помощь в организации учебной работы, доступе школьников к сети Интернет.
4.3. Педагогом, работающим в режиме дистанционного обучения, является компетентный специалист, в одной из учебных дисциплин базового и профильного обучения, осуществляющий непосредственное ведение обучения на базовом и профильном уровне с использованием электронных ресурсов и технологий Интернет, способный эффективно организовать взаимодействие участников учебного процесса с использованием ресурсов и сервисов сети Интернет.
4.4. Специалист и педагоги обладают всеми правами и социальными гарантиями, предусмотренными для педагогических работников общеобразовательных учреждений.
4.5. Педагогическая работа специалиста, педагогов в системе дистанционного обучения характеризуется наличием установленных норм времени для всех видов учебной и методической работы.
4.6. Выполнение аудиторной работы педагогами, on-line работы с обучаемыми регулируется расписанием учебных занятий.
4.7. Выполнение специалистом, педагогами внеаудиторной работы, вытекающей из их должностных обязанностей, регулируется графиками и планами работы, в том числе, индивидуальными планами педагогического работника.
4.8 Оплата труда педагогов осуществляется общеобразовательным учреждением, исходя из общей часовой нагрузки и утвержденной ЕТС.
4.9. Оплата труда педагогического персонала, участвующего в инновационной деятельности, в разработке авторских дистанционных курсов осуществляется общеобразовательным учреждением, из стимулирующего фонда, согласно критериям оценочного листа учителя.
4.10. Права и обязанности обучающихся, их родителей (законных представителей) как участников образовательного процесса определяются уставом общеобразовательного учреждения и иными предусмотренными уставом локальными актами.
4.11. Обучающиеся школы по системе дистанционного обучения имеют все права, предусмотренные законодательством.
4.12. Родители (законные представители) обучающихся и обучающиеся, участвующие в системе дистанционного обучения, имеют право знакомиться с порядком проведения и содержанием дистанционного обучения и конкретных ЦОР, давать предложения по совершенствованию образовательного процесса в ходе дистанционного обучения.
5.Основные требования к набору обучающихся при организации обучения с использованием дистанционных образовательных технологий
5.1. Наличие согласия родителей (законных представителей) на участие ребенка в обучении с помощью дистанционных технологий;
5.2. Ученик должен проходить основное очное базовое обучение, соответствующее профилю дисциплин, преподаваемых с использованием дистанционных технологий;
5.3. Профессиональная направленность школьника;
5.4. Обучаемый должен владеть базовыми навыками работы с компьютерной техникой и программным обеспечением (операционной системой Windows, офисными приложениями и т.п.), владеть базовым курсом информатики на достаточном уровне;
5.5. Обучаемый должен владеть базовыми навыками работы со средствами телекоммуникаций (системами навигации в сети Интернет, навыками поиска информации в сети Интернет, электронной почтой и т.п.);
5.6. Обучаемый должен иметь навыки и опыт обучения и самообучения с использованием цифровых образовательных ресурсов;
5.7. Обучаемый должен успевать по основному очному обучению.
6. Срок действия данного положения не ограничен
При необходимости в Положение вносятся изменения, дополнения, подлежащие аналогичной процедуре принятия и утверждения обучающихся.