Рассмотрено и принято

педагогическим советом школы

протокол №3 от 29 августа 2013 года

УТВЕРЖДЕНО

приказом МБОУ ООШ №24

от 29 августа 2013 года №145

 

Директор МБОУ ООШ №24

_________   Ж.Б. Дондубон

 

 

 

ПОЛОЖЕНИЕ

 о реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий

 

1. Общие положения

1.1. Нормативной базой для настоящего Положения являются следующие документы:

  • Федеральный Закон «Об образовании в российской Федерации» №273- ФЗ от 29.12.2012 ст. 16 «Реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий».
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации №137 от 06.05.2005 «Об использовании дистанционных образовательных технологий».

1.2. Настоящее Положение является нормативным документом, устанавливающим правила реализации в школе основных и (или) дополнительных образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.

1.3. Под электронным обучением и обучением с использованием дистанционных технологий понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно - телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников (e-mail, дистанционные конкурсы и олимпиады; дистанционное обучение в режиме on-lain, видеоконференции, вебинары, on-lain тестирование, интернет-уроки, сервисы Дневника.ru; облачные сервисы, авторские дистанционные модули и др).

1.4. Основной целью дистанционного обучения школьников является предоставление обучающимся школы доступа к качественному образованию, обеспечение возможности изучать выбранные общеобразовательные дисциплины на базовом и профильном уровне с использованием современных информационных технологий.

1.5. Использование электронного обучения и обучения с помощью дистанционных технологий способствует решению следующих задач:

  • повышению эффективности учебной деятельности учащихся;
  • повышению эффективности организации учебного процесса;
  • повышению эффективности использования учебных помещений;
  • повышение эффективности деятельности органов управления образовательным процессом школы за счет возможности организации дистанционного мониторинга с использованием сетевой базы данных.

1.6. Основными принципами организации обучения с применением электронных ресурсов и дистанционных технологий являются:

  • принцип интерактивности, выражающийся в возможности постоянных контактов всех участников учебного процесса с помощью специализированной информационно-образовательной среды (в том числе, форумы, электронная почта, Интернет-конференции, он-лайн уроки);
  • принцип адаптивности, позволяющий легко использовать учебные материалы нового поколения, содержащие цифровые образовательные ресурсы, в конкретных условиях учебного процесса, что способствует сочетанию разных дидактических моделей проведения уроков с применением дистанционных образовательных технологий и сетевых средств обучения: интерактивных тестов, тренажеров, лабораторных практикумов удаленного доступа и др.;
  • принцип гибкости, дающий возможность участникам учебного процесса работать в необходимом для них темпе и в удобное для себя время;
  • принцип модульности, позволяющий использовать ученику и преподавателю необходимые им сетевые учебные курсы (или отдельные составляющие учебного курса) для реализации индивидуальных учебных планов;
  • принцип оперативности и объективности оценивания учебных достижений учащихся.

 

2. Организация обучения с применением электронных ресурсов и использования дистанционных технологий

2.1. В качестве участников, реализующих основные и (или) дополнительные образовательные программы начального общего, основного общего образования на уровне базового обучения выступают педагоги школы, имеющие объективную потребность в использовании системы электронного обучения и обучения с использованием дистанционных технологий, необходимое материально-техническое обеспечение, позволяющее участвовать в осуществлении дистанционного обучения,

обучающиеся  и родители (законные представители).

2.2. Право на реализацию технологий дистанционного обучения и обучения с использованием электронных ресурсов предоставляется с момента издания приказа по школе о реализации обучения с использованием электронных ресурсов и дистанционных образовательных технологий.

2.3. Школа в соответствии со своим уставом в рамках системы дистанционного обучения может реализовать дополнительные образовательные программы и оказывать дополнительные образовательные услуги (на договорной основе), не включенные в перечень основных общеобразовательных программ, определяющих статус данного учреждения. При этом виды и формы дополнительных образовательных услуг, в том числе платных, определяются уставом или иными локальными актами общеобразовательного учреждения.

2.4. Основными элементами системы дистанционного обучения являются: цифровые образовательные ресурсы, размещенные на образовательных сайтах; видеоконференции; надомное обучение с дистанционной поддержкой; вебинары; skype-общение; e-mail; облачные сервисы; электронные носители мультимедийных приложений к учебникам; электронные наглядные пособия, разработанные с учетом требований законодательства об образовании и настоящего Положения.

2.5. Формы дистанционных образовательных технологий, используемые в образовательном процессе, находят отражение в рабочих программах по предметам. В обучении с применением электронных ресурсов и дистанционных технологий используются следующие организационные формы учебной деятельности:

  • Лекция
  • Консультация
  • Семинар
  • Практическое занятие
  • Лабораторная работа
  • Контрольная работа
  • Самостоятельная работа
  • Научно-исследовательская работа
  • Практика

2.6. Обучение осуществляется на основе цифровых образовательных ресурсов:

  • электронные учебники;
  • интерактивные обучающие ресурсы;
  • виртуальные среды учебно-практической деятельности;
  • компьютерные демонстрации;
  • электронные источники информации;
  • электронные библиотеки;
  • электронные периодические издания;
  • электронные коллекции.

2.7. Ресурсами, сопровождающими предметные дистанционные курсы, могут быть:

  • онлайновая поддержка обучения;
  • тестирование on-line;
  • конкурсы, консультации on-line;
  • предоставление методических материалов;
  • сопровождение off-line (проверка тестов, контрольных, различные виды
  • аттестации).

2.8. Дистанционные авторские курсы должны разрабатываться на основе содержания Федерального государственного образовательного стандарта по данному предмету (для базового и профильного уровня).

2.9. Дистанционные курсы содержат следующие учебные материалы:

  • методические рекомендации для учащегося по освоению учебного материала;
  • систему открытого планирования всех тем и разделов урока;
  • последовательное изложение учебного материала в виде гипертекста с подразделением на базовый и углубленный уровни, содержащего ссылки на другие учебные материалы и связывающего все информационные массивы;
  • терминологический словарь;
  • мультимедийные объекты: видео - и аудиофайлы, графические объекты, интерактивные карты;
  • интерактивные тесты;
  • тренажеры по предметам;
  • лабораторный практикум удаленного доступа;
  • комплексные домашние задания и творческие работы;
  • справочники;
  • иллюстративный материал;
  • архивную и энциклопедическую информацию;
  • библиографические ссылки;
  • систему поиска информации.

2.10. По своему составу и объему учебные материалы авторских дистанционных курсов должны быть достаточны (избыточны) для организации учебного процесса с учащимися, которые имеют различную начальную подготовку, различные учебные навыки и стили

учебной работы.

2.11. Учебные материалы авторских дистанционных курсов полностью обеспечивают процесс обучения школьников, в том числе, успешную сдачу выпускниками школы ОГЭ по соответствующему учебному предмету на базовом и повышенном уровне.

 

3. Регламент образовательного процесса

3.1. Решение об участии школы  в системе дистанционного обучения принимается руководителем учреждения.

3.2. Задачами начального, основного общего образования в системе электронного обучения и обучения с использованием дистанционных технологий в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов являются развитие мотивации к познанию и творческих способностей обучающегося, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности на основе дифференциации обучения, повышение качества обученности и доступности образования. В дополнение к обязательным предметам могут вводиться предметы по выбору самих обучающихся в целях реализации интересов, способностей и возможностей личности.

3.3. Школа  выявляет потребности обучающихся 1-9 классов в дополнительном дистанционном обучении с целью углубления и расширения знаний по отдельным предметам и элективным курсам.

3.4 Образовательный контент начального, основного  общего образования в системе дистанционного обучения определяется образовательными программами, реализуемыми учителями школы, в том числе и авторскими программами, разработанными педагогами школы.

3.5. Прием школьников на обучение по программам начального, основного общего образования на базовом и профильном уровне в системе дистанционного обучения осуществляется на основании следующих документов: письменного заявления учащегося, письменного заявления родителей, договора между родителями и школой,

анкеты, содержащей сведения об обучающемся (для регистрации  присвоения индивидуального пароля и логина, установления контакта).

3.6. Школа  обязана ознакомить поступающего и его родителей (законных представителей) с документами, регламентирующими осуществление образовательного процесса в системе дистанционного обучения.

3.7. Процесс обучения осуществляется в смешанной форме освоения образовательных программ: очной, очно-заочной,  когда часть предметов обучающийся изучает в очном режиме, а другие, по своему выбору, он может изучать дистанционно.

3.8. Процесс обучения осуществляется в учебных кабинетах школы  педагогическим персоналом с использованием электронных образовательных средств и возможностей дистанционных образовательных технологий.

3.9.  Государственная (итоговая) аттестация выпускников общеобразовательных учреждений в системе дистанционного обучения осуществляется в соответствии с положением о государственной (итоговой) аттестации выпускников общеобразовательных учреждений.

3.10. Выпускникам общеобразовательного учреждения, имеющего государственную аккредитацию, прошедшим государственную (итоговую) аттестацию, выдается документ государственного образца об уровне образования, заверенный печатью общеобразовательного учреждения, в который, в том числе, включаются дисциплины, изученные обучающимся в системе дистанционного обучения.

 

4. Участники образовательного процесса

4.1. Участниками образовательного процесса в системе дистанционного обучения являются обучающиеся, педагогический персонал, родители (законные представители) обучающихся.

4.2. Специалистом является компетентный технический инженер, знающий основы Интернет-технологий, WEB - мастеринга, оказывающий помощь в организации учебной работы, доступе школьников к сети Интернет.

4.3. Педагогом, работающим в режиме дистанционного обучения, является компетентный специалист, в одной из учебных дисциплин базового и профильного обучения, осуществляющий непосредственное ведение обучения на базовом и профильном уровне с использованием электронных ресурсов и технологий Интернет, способный эффективно организовать взаимодействие участников учебного процесса с использованием ресурсов и сервисов сети Интернет.

4.4. Специалист и педагоги обладают всеми правами и социальными гарантиями, предусмотренными для педагогических работников общеобразовательных учреждений.

4.5. Педагогическая работа специалиста, педагогов  в системе дистанционного обучения характеризуется наличием установленных норм времени для всех видов учебной и методической работы.

4.6. Выполнение аудиторной работы педагогами, on-line работы с обучаемыми регулируется расписанием учебных занятий.

4.7. Выполнение специалистом, педагогами внеаудиторной работы, вытекающей из их должностных обязанностей, регулируется графиками и планами работы, в том числе, индивидуальными планами педагогического работника.

4.8 Оплата труда педагогов осуществляется общеобразовательным учреждением, исходя из общей часовой нагрузки и утвержденной ЕТС.

4.9. Оплата труда педагогического персонала, участвующего в инновационной деятельности, в разработке авторских дистанционных курсов осуществляется общеобразовательным учреждением, из стимулирующего фонда, согласно критериям оценочного листа учителя.

4.10. Права и обязанности обучающихся, их родителей (законных представителей) как участников образовательного процесса определяются уставом общеобразовательного учреждения и иными предусмотренными уставом локальными актами.

4.11. Обучающиеся школы  по системе дистанционного обучения имеют все права, предусмотренные законодательством.  

4.12. Родители (законные представители) обучающихся и обучающиеся, участвующие в системе дистанционного обучения, имеют право знакомиться с порядком проведения и содержанием дистанционного обучения и конкретных ЦОР, давать предложения по совершенствованию образовательного процесса в ходе дистанционного обучения.

 

 

 

5.Основные требования к набору обучающихся при организации обучения с использованием дистанционных образовательных технологий

 

5.1. Наличие согласия родителей (законных представителей) на участие ребенка в обучении с помощью дистанционных технологий;

5.2. Ученик должен проходить основное очное базовое обучение, соответствующее профилю дисциплин, преподаваемых с использованием дистанционных технологий;

5.3. Профессиональная направленность школьника;

5.4. Обучаемый должен владеть базовыми навыками работы с компьютерной техникой и программным обеспечением (операционной системой Windows, офисными приложениями и т.п.), владеть базовым курсом информатики на достаточном уровне;

5.5. Обучаемый должен владеть базовыми навыками работы со средствами телекоммуникаций (системами навигации в сети Интернет, навыками поиска информации в сети Интернет, электронной почтой и т.п.);

5.6. Обучаемый должен иметь навыки и опыт обучения и самообучения с использованием цифровых образовательных ресурсов;

5.7. Обучаемый должен успевать по основному очному обучению.

6. Срок действия данного положения не ограничен

При необходимости в Положение вносятся изменения, дополнения, подлежащие аналогичной процедуре принятия и утверждения обучающихся.